Статьи

Статьи


Электроника высокого уровня в магазине - дань моде или насущная необходимость?

КАКОВА роль современного электронного оборудования в организации торгового процесса? Способно ли внедрение электронных технологий на современном торговом предприятии вывести его работу на качественно новый уровень? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с применением электроники в торговле, попыталась дать выставка-конгресс современных электронных технологий в торговле «EuroShop Special», закончившаяся недавно в Дюссельдорфе.

Поводом для организации этой выставки, проводившейся впервые, послужил анализ интересов посетителей всемирно-известной выставки «EuroShop» 1996 года. Заинтересованность торговых фирм в оснащении своих предприятий высокоэффективным электронным оборудованием оказалась настолько высокой, что естественным образом встал вопрос о проведении специализированной выставки. В рамках «EuroShop Special» была не только развернута экспозиция, представляющая продукцию нескольких сотен мировых фирм — лидеров в производстве торговой электроники, но и проведен ряд семинаров, посвященных конкретным вариантам применения представленной продукции.

Каковы же направления, в которых, по мнению ведущих мировых специалистов, применение электроники в торговле дает наибольший эффект?

Конечно же, в первую очередь, это:

КОМПЬЮТЕРНО-КАССОВЫЕ СИСТЕМЫ

или по международной терминологии — POS-терминалы. Известно, что компьютерная касса является ключевым элементом в организации расчетов с покупателем, регистрации проданного товара и вырученной денежной массы, а также, что наиболее существенно, такие кассы позволяют создать систему автоматизированного учета товародвижения, без которой не может обойтись ни один современный магазин как на Западе, так и у нас в России.

Основные требования к таким системам: широкие функциональные возможности по подключению дополнительного оборудования и использованию разнообразного программного обеспечения, высокая надежность при работе в условиях торгового зала, соответствие требованиям эргономики. На выставке было представлено множество моделей компьютерно-кассовых систем ведущих фирм-производителей, таких как ТЕС, OMRON, NCR, POSIFLEX и другие.

Российский посетитель выставки ненадолго задерживался у этих стендов, помня об известных правовых особенностях регистрации контрольно-кассовых машин в нашей стране и сожалея, что в российский Государственный Реестр включено всего несколько моделей, причем далеко не самых современных и оптимальных по цене.

Живой интерес вызвали экспозиции фирм, посвященные теме

ИДЕНТИФИКАЦИИ ТОВАРА ПО ШТРИХОВОМУ КОДУ.

Эта тема сейчас очень актуальна для нас в связи с повсеместным введением в России штрихового кодирования товаров. В автоматизированных системах контроля за товародвижением в магазине необходим унифицированный код для всех типов товаров и, в то же время, уникальный и отвечающий характеру каждого товара в отдельности.

Штриховой код подходит для этой цели как нельзя лучше, проблема лишь в том, как нанести этот код на товар и как «считать» его затем. Фирмы-изготовители предлагают широкий спектр оборудования для нанесения штрихового кода на товар. Это, в первую очередь, принтеры, печатающие на самоклеющихся этикетках различного формата, на которые может быть нанесен штриховой код товара, текстовое описание товара, включая цену и состав (в частности для пищевых продуктов), а также логотип фирмы.

Наряду с высокопроизводительными принтерами, использующими термотрансферную технологию печати для нанесения штрихового кода в процессе производства товаров, на выставке были представлены и более простые и экономичные модели для нанесения технологического штрихового кода на товары непосредственно на торговом предприятии, — что особенно интересно для российского потребителя, поскольку далеко не все российские товары имеют штриховой код, нанесенный предприятием-изготовителем. Устройства для считывания штрихового кода были представлены авторитетными фирмами -изготовителями - SCANTECH, NCR и другие.

Наряду с уже знакомыми и отлично себя зарекомендовавшими моделями многоплоскостных лазерных сканеров С-2010 и HUNTER 3010 были представлены новые модели Pollux P-4010 и Castor С-5010, обладающие улучшенными рабочими характеристиками, в частности, так называемым вертикальным лазерным лучом, позволяющим считывать штрих-код, расположенный под прямым углом к плоскости сканера. Эти модели, как и большинство новых сканеров, имеют встроенные дезактиваторы, нейтрализующие электронные элементы защиты товаров от краж в процессе считывания штрих-кода.

ЗАЩИТА ТОВАРОВ ОТ МАГАЗИННЫХ КРАЖ

— проблема актуальная сегодня не только в России. Вся Западная Европа накопила в этой сфере богатый опыт. Предлагается несколько принципиально отличающихся друг от друга технологий электронной защиты товаров:

  • Дорогостоящая и сложная в эксплуатации защита на основе высокочастотных контуров, эффективная только для больших магазинов, позволяет свободно располагать элементы контроля и делать их практически невидимыми.
  • Защита на основе магнитных элементов, позволяющая многократно активировать и дезактивировать метки на товаре, хороша там, где возможны достаточно узкие ворота для выноса товара, иначе возможны ложные срабатывания или, что хуже, отсутствие реакции на активную метку.
  • Совершенно новая и поэтому дорогостоящая технология магнитно-акустических меток, в которой элементом индикации несанкционированного выноса товара является сама метка, издающая звуковые сигналы. Очевидно, что за этой технологией будущее, но пока стоимость меток, наносимых на товар, слишком высока, чтобы эта технология могла быть рентабельной.
  • Самая распространенная технология, основанная на применении меток с контурами в радиочастотном диапазоне и использовании антенных ворот, была представлена многими немецкими фирмами. Эта технология, где в качестве меток применяются как одноразовые недорогие наклейки, так и многоразовые бирки, позволяет с высокой степенью надежности предотвращать вынос товаров с активированной меткой. В сочетании с неприметным дезактиватором, встраиваемым в кассовый стол или непосредственно в сканер, считывающий штрих-код товара, а также некоторыми психологическими приемами — многочисленные предупреждения о том, что товар защищен и воровство невозможно, применение двойных меток (видимой и скрытой) — этот метод пока не имеет себе равных по эффективности. Оборудование такого назначения наиболее полно представлено было на стенде немецкой фирмы-производителя HIGHSCAN из Нойса.

Важным элементом в обеспечении защиты товара и повышении уровня общего контроля за ситуацией в торговом зале являются системы визуального наблюдения — телекамеры и различного рода датчики. Эти же системы с успехом используются для решения такой важной задачи, как

АНАЛИЗ ПОТОКА ПОКУПАТЕЛЕЙ.

Работая в автоматическом режиме в соединении с компьютером, собирающим и обрабатывающим данные, эти системы могут не только проанализировать по дням и часам поток покупателей, но и определить, какой процент посетителей магазина становится покупателями, какая витрина наиболее притягивает посетителей, у какой кассы начинает скапливаться очередь и многое другое. Вся эта информация позволяет четко координировать работу торгового предприятия и, в конечном счете, повысить ее эффективность.

Здесь невозможно рассказать о всех технических новинках, демонстрировавшихся на выставке. За рамками обзора остались пылесосы для перекачки денег из денежного ящика кассира в сейф менеджера, счетчики купюр, определяющие количество банкнот по их весу и многое другое. Очевидно одно: чудеса западной торговой электроники, представленные в Дюссельдорфе, уверенно прокладывают себе дорогу на российский рынок. Наша задача как специалистов в этой области — помочь торговым предприятиям России в выборе оборудования, оптимального по стоимости и рабочим характеристикам.

Статьи

Режим работы офиса

Понедельник — Пятница
C 9:00 до 18:30