Статьи

Статьи


Правила этикетирования: зарубежный опыт

В связи с новыми требованиями к этикетированию товара, предъявляемыми в России, может возникнуть вполне законный вопрос: а как обстоят дела в других странах? В этом номере мы хотели бы познакомить наших читателей с правилами этикетирования пищевых продуктов, действующими в настоящий момент в США. По новым правилам, принятым несколько лет назад Управлением пищевых продуктов и лекарств при Министерстве здравоохранения и социальных услуг и Службой безопасности и инспектирования пищевых продуктов при Министерстве сельского хозяйства США, этикетка должна давать покупателю «полную, полезную и точную информацию».

Что понимают под этим американцы? Прежде всего, унификацию этикеток, что должно помочь потребителю в выборе более здорового рациона. Исходя из этого, этикетка должна в обязательном порядке включать в себя следующие пункты:

  • Информация о пищевой ценности продукта с указанием содержания в нем ряда питательных веществ и элементов, перечисляемых в определенной последовательности.
  • Данные о содержании насыщенного жира, холестерина, пищевой клетчатки и других питательных веществ, имеющих особое значение для формирования здорового рациона.
  • Указания на имеющуюся связь между определенными питательными веществами и элементами и опасностью различных заболеваний (например, между злоупотреблением жирами - и раком). При этом имеется в виду, что, если в данном продукте содержание небезопасных веществ понижено, то этот факт также должен быть отражен на этикетке.
  • Рекомендованные нормы дневного потребления, помогающие покупателю оптимальным образом включать данный продукт в свой дневной рацион.
  • Рекомендованные размеры порций, или «нормы дозирования продуктов, потребляемых за один прием».
  • Для напитков из фруктовых и овощных соков в обязательном порядке должно указываться процентное содержание в них собственно сока.
  • Другая информация о питательных качествах продукта (скажем, строго регламентировано правилами употребление слова «свежий», и проч.).

При этом формат этикетки, - то есть последовательность приводимой в ней информации, унифицированный терминологический стандарт и даже размер этикетки - все это строго регламентируется. Незначительные отклонения допускаются лишь в специально оговоренных случаях (например, когда речь идет о детском питании).

Все требования внесены в ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЕСТР 1992 и 1993 годов. В жесткости этих требований в полной мере отразилась забота Министерства здравоохранения о здоровье рядового налогоплательщика.

Примечательно, что в июне 1993 было предложено предъявить аналогичные требования также к ресторанному питанию. Вероятно, в недалеком будущем это предложение будет принято, и тогда клиент сможет почерпнуть из меню информацию не только о наличии блюд и ценах, но и, например, о пищевой ценности того или иного блюда. Таким образом, уже сегодня покупатель в продуктовом магазине, приобретая товар, может легко узнать, какое количество данного продукта ему рекомендуется употребить в один присест, ознакомиться с показаниями и противопоказаниями, а также перечнем заболеваний, риск заболеть которыми снижается в результате потребления данного продукта.

Как видим, в США правила по этикетированию продуктов питания существенно жестче российских. Отчасти это объясняется требованиями американских потребителей, уделяющих огромное внимание заботе о своем здоровье. (Пока что с трудом можно представить себе российского массового покупателя, который, приобретая в магазине кусок сыра, поинтересовался бы его пищевой ценностью или тем, сколько сыра этого сорта рекомендуется потреблять в день).

Пойдет ли российская торговля тем же путем, во многом будет зависеть от изменения запросов и требований российского потребителя. Похоже, однако, что это - дело не самого близкого будущего.

В завершение приведем пример, дающий наглядное представление об уровне требований и степени регламентации торговли продуктами питания в США:

О СВЯЗИ МЕЖДУ ПОТРЕБЛЕНИЕМ КАЛЬЦИЯ И ОСТЕОПОРОЗОМ:

«Для того чтобы на этикетке было помещено указание на такую связь, продукт должен содержать 20% или более дневного показателя по кальцию на порцию (200 мг), иметь содержание кальция равное или превышающее содержание фосфора в данном продукте, а также содержать кальций в таком виде, в котором он может быть непосредственно поглощен и усвоен организмом. В информации на этикетке должно содержаться указание на группу населения, которая наиболее нуждается в соответствующем потреблении кальция (такой группой являются подростки и молодые взрослые женщины европеоидной и азиатской рас), указание на необходимость придерживаться здоровой диеты, а также занятий физическими упражнениями. Продукт, который содержит 40% или более дневного показателя по кальцию, должен на своей этикетке иметь предупреждение, что потребление пищи с содержанием кальция, превышающим 200% дневной нормы потребления этого элемента (что составляет 2000 мг и более) не признается полезным».

Уклонение от выполнения любого из вышеперечисленных требований влечет за собой применение санкций.

Статьи

Режим работы офиса

Понедельник — Пятница
C 9:00 до 18:30